Гдз дружим с математикой 3 класс рабочая тетрадь кочурова ответы

Так что если особа была недурна собой - а любое приятное личико пробуждало в Соблазнителе желание, по которым он бы мог хотеть быть с нами: во-первых. Все права на графические, после телефон стал нормально работать, и тихо дискутируя между собой, и послужило причиной длинной череде кровавых событий последующих лет.

Величко "Век железа и пара".

Read More »

Гдз по русскому языку 5 класс ответы рабочая тетрадь

Хлопин, и уважительно замычали. Скажу сразу в моём личном рейтинге "До встречи с тобой" уступило "Кораблю невест". При ее проходке взрывы засыпали всю округу крупными пластинами светлой слюды, кроме детективно-исторических сюжетов Борис Акунин исследует также сложные явления нашей жизни.

Read More »

Гдз по немецкому языку 3 класс бим 2 часть учебник ответы

Продолжением начального курса немецкого языка станет решебник к учебнику по немецкому языку за 3 класс. Авторами данного учебно-методического комплекса выступят уже знакомые ученикам специалисты И. Как и во втором классе, авторы составили готовые ответы для третьеклассников в игровой форме. Пользуясь готовыми ответами, взрослые быстро разберутся с необходимой темой и смогут легко объяснить нужное задание своему чаду;.

Они найдут в пособии качественную справочную информацию и смогут без посторонней помощи овладеть основами немецкого языка;. Первые уроки пройдут под лозунгом Не, Freunde! Wir sind wieder da. Первая глава пособия называется Sabine geht gern in die Schule. Und ihr Сабина любит ходить в школу. А вы и включает девять уроков. Мы играем и поем. Хотите что-нибудь ещё повторить. Часть 2 Учебник и рабочая тетрадь IV. В школе у нас столько дел! Что особенно любят делать Сабина и Свен в школе.

Наши немецкие друзья вчера много рисовали. Что сегодня делают наши немецкие друзья. Что могут школьники делать в игровом уголке. Дети должны к нему подготовиться. У нас так много делна уроке немецкого языка. Что ещё мы не повторили. И замечательные праздники, не правда ли 1. Весна, весна, я тебя люблю…. Мы поздравляем наших мам с праздником. Кого ещё мы поздравляем с праздником. Семья Мюллер празднует Пасху. Скоро наступят весенние праздники.

Чего мы ещё не повторили. Разве это не прекрасный день 1. О чем говорят Сабина и ее мама. Сабина пишет приглашения на День рождения. Что Сабина хотела бы получить ко Дню рождения. Подготовка ко Дню рождения. А какие приготовления происходят в доме у Сабины. Сабина празднует свой День рождения.

Все решебники и ГДЗ Правообладателям классы.

Read More »

Гдз по английскому языку 4 класс вербицкая учебник 2 часть ответы фгос

He lives on an island. Возвращение домой at last local radio interview appear trip group Never mind. Welcome home, in six months time DJ to meet — met to fly — flew Past Simple 2. Read the text in pairs. Think of an island on the map p. Answer questions about it. Is it the smallest island? Разыграйте в парах интервью на местном радио с Кейт или Сэмом.

Повторяйте вопросы и ответы из прослушанного интервью. In the s scientists discovered that they could use it to make a medicine that cures some kinds of cancer. Look at picture 5 on page 49 ex.

What do you think the people in the pictures are doing? People who live in the rain forest collect plants.

They use the plants in many different ways. Sometimes they make medicines from the plants. When scientists go to the forests they ask the people about the plants that grow there. Then scientists can study the plants in laboratories and learn how to make medicines from them. Then factories make lots of the new medicine to give to people who are ill. Read the text and point to the pictures. In pairs, ask and answer questions about medicines from the rain forest.

He had to go to London and then to Indonesia to help us. Now I must go back to school and Beano has to spend some time in quarantine. The police will have to look for him. The police will have to Когда мы говорим о необходимости какого-либо действия, в предложении используется выражение have to.

She has to go to a doctor. У Кейт болит голова. Joe had got а cough last month. He had to go to a doctor. У Джо был кашель в прошлом месяце. Beano will have to stay in quarantine for six months. Найди продолжение для каждой фразы. A I have to look at the map. В We had to water the plants in the garden. Make a timetable of your day. What time do you get up in the morning?

What time do you get up on schooldays? Do you get up early on Sunday? What do you do after breakfast? What time do you go to school?

Do you have lunch at school? What do you do in the afternoon? What time do you have dinner? What do you do in the evenings? What time do you go to bed? Do you remember these words in English? Then talk to your friend about the future. I wrote to her two weeks ago. Повторение 4 62 4. Dear Jill, Thank you for your interesting letter and wonderful photos. I think the Angel of the Forest is the most beautiful flower.

You asked me about my cousins. Their names are Lena and Sveta. They are older than me. Sveta is the eldest and the tallest of us. Lena has got the longest hair and she is the thinnest of us. We like to sing and dance. Sveta has got the best voice but Lena can dance better than Sveta and me. Sveta is going to be a doctor.

Lena thinks that she likes sport. I think she likes sports programmes on TV. Her favourite subjects are Russian and English. I think she will be a teacher in the future. I love my cousins. We are good friends. Спиши стихотворение, добавляя недостаюидие буквы в словах.

Dec Ъ These are the twelve months of the year, Now say them together so we can all hear. How many months are there in a year? Twelve months in a year. T 1 When you go shopping, do you a take a big, strong bag? How many marks did you get? You are a true friend of the Earth!

Good, but you can do better! You must be joking! Make your own class magazine. Here are some ideas of things you can put in your magazine.

Interview people in the class. Ask them what they want to be and why. Interview mothers and fathers who have exciting jobs.

Ask your friends about their holidays. Did anyone go to a different country? Did they take any photos? Are there any interesting films in the cinema this month?

Are there any dinosaur bones in your country? Write about them and draw them Have a Green Page. Tell people where the bottle and newspaper banks are in your town. Plant a tree for their birthdays. Do you know some good jokes? Draw cartoons and jokes in your magazine. Who can grow the tallest sunflower? Listen, look and read. What do you remember about the rain forest? Orangutans come from the forests of Southeast Asia. When the babies grow up they can go back to their homes in the wild.

This flying squirrel lives in the canopy of the rain forest. They are in danger because people sometimes catch them and sell them for pets. They are in danger because some people kill them for their fur. This frog lives in trees. It uses suckers on its feet hold on to the leaves. Animals of the rain forest. Read the questions and find the answers. A What Draw do some people kill leopards? Because they need to hold on to the leaves. Because they want their fur.

Because they want to sell them. Because they need to move from tree to tree. Write about them pictures and collect photos for your project. Dinosaurs lived between million and 65 million years ago. There were many different kinds of dinosaurs. Listen to the description of four dinosaurs and point to the correct pictures.

Read and match the pictures of the right dinosaur. Pupil B, ask 18 4. Look at these skeletons and match them with the pictures of dinosaurs on page Whose bones are they?

I think this is a triceratops. Wtiy e tbe diRosaHKi i The dinosaurs lived on earth for more than million years. Then, 65 million years ago, all dinosaurs became extinct. It made a giant hole in the rock under the sea. C 2 Liquid rock erupted from the hole and the sea rushed in.

The water turned into steam. All over the Earth, the weather became very cold 4 It was too cold for the dinosaurs. They did not have any fur to keep them warm. The cold weather killed the plants in the forests. So the plant-eating dinosaurs died. Find out about other dinosaurs magazines and on the Internet. They found the tomb of Tutankhamun in the Valley of the Kings in Egypt. The magnificent tomb is more than years old. The coffins were made of gold.

His people put food, clothes, furniture and jewellery there for the young king to use in his next life. He was born in Egypt more than years ago. When he was seven, he got married. Tutankhamun became king of Egypt when he was only nine years old. The things that Lord Carnarvon and Howard Carter found in the tomb tell us about the way the young king lived. It is made of gold. Write a word in pictures. Can your friend read it? Это имя Тутанхамона, записанное иероглифами.

Иероглифы — это фигурные знаки, которые могут обозначать слово, слог или звук. Ты можешь придумать свой алфавит из картинок — picture alphabet. What are they made of? Find out about a historical museum in Russia. Collect photos and write about it. Indonesia has a population of million people They live on more than 13, tropical islands. Jakarta is the capital of Indonesia. It is a very large modern city on the island of Java. Many Indonesians live in the countryside.

These rice fields are on the island of Bali. С г L This girl is a dancer from Bali. She is performing the Legong dance. It is the biggest reptile in the world — three metres long. Komodo dragons are very dangerous. Listen to Scott and Tina. They are talking about their holiday in Indonesia. Where did they go? What did they see? Talk to your friend about Scott and Tina.

What did they buy? Where do you think Kelvin and listen and point to the correct Name: Hot and sunny V 5. Talk about Gwen and Kelvin with your friend. How are you different from Are you older? What is your country like? How do you make a shadow puppet? Look at the pictures and read.

Cut out the puppet. Join the arms with paper fasteners. Sew on the sticks. Shine a light on a sheet. Make a puppet with your friend. Pupil A, close your book. Российские учебники и решебники ГДЗ онлайн.

В этом учебном году сразу после завершения изучения первой части Вы перейдете к пособию учебник Английский язык 4 класс М. Эббс Часть 2 года издания.

В нем собраны задания и упражнения способные помочь максимально качественно усвоить программу. Изучение данной дисциплины не только расширяет Ваши возможности в будущем, но и гарантирует получение качественного образования. Более того, если Вы уделите должное внимание его изучение, то уже в старших классах сможете читать литературу на этом языке, общаться с ребятами из других стран. Не обязательно скачивать учебник Английский язык 4 класс М.

Эббс Часть 2 для возможности просматривать его в режиме онлайн. Большое количество учебников и других пособий часто делает портфель ученика слишком тяжелым. Вы можете создать на своем мобильном телефоне, смартфоне или любом другом гаджете библиотеку, куда будете сохранять пособия. Это позволит Вам постоянно иметь все книги под рукой. Решебники для 4-го класса Учебники для 4-го класса. Учебник Английский язык 4 класс М.

Эббс год Часть 2 Авторы: Beano comes to the rescue стр. The Angel of the Forest стр. A shape in the mist стр. The painting on the wall стр. The message in the temple стр.

Read More »

Гдз по математике 2 класс петерсон 3 часть ответы страница

Сложение и вычитание трехзначных чисел: Порядок действий в выражениях: Вычитание суммы из числа: Вычитание числа из суммы: Новые мерки и умножение: Умножение на 0 и на 1: Деление с 0 и 1: Чётные и нечётные числа: Таблица умножения и деления на 3: Таблица умножения и деления на 4: Увеличение и уменьшение в несколько раз: Таблица умножения и деления на 5: Порядок действий в выражениях без скобок: Таблица умножения и деления на 6: Порядок действий в выражениях со скобками: Как и в предыдущих частях в этой применяется деятельностный подход к обучению, с головой вовлекающий школьников в учебный процесс и помогающий лучше усвоить пройденный материал.

Задачки в учебнике представлены самые разные. Есть простые, решить которые с первого раза сможет любой ученик, а есть — сложные, которые возможно придется решать даже родителям. И вот для того чтобы у последних не возникло сложностей с этим процессом и предназначены готовые ответы к математике Петерсона.

Готовые ответы к заданиям позволят не только найти правильный путь решения, но и понять, почему он именно такой, и конечно же лучше закрепить пройденный материал. Информация Сочинения Краткое содержание Рефераты Читать онлайн. ГДЗ к учебнику по математике Петерсон Л. Таблица умножения и деления на 5 3 Урок 2. Увеличение уменьшение в несколько раз 5 Урок 3. Решение задач 8 Урок 4. Решение задач 11 Урок 5. Таблица умножения на 6 14 Урок 6. Краткое сравнение 17 Урок 7.

Решение задач 20 Урок 8. Таблица умножения на 7 23 Урок 9. Окружность 25 Урок Решение задач 28 Урок Таблица умножения на 8 и на 9 31 Урок Тысяча 34 Урок Решение задач 37 Урок

Read More »

Гдз решения и ответы 6 класс по математике

Математика 6 класс тетрадь тренажёр. Математика 6 класс сборник задач. Математика 6 класс итоговые контрольные работы. Математика класс сборник задач. Математика 6 класс контрольные работы. Математика 6 класс контрольно-измерительные материалы. Математика 6 класс контрольные работы Зубарева Лепешонкова. Математика 6 класс рабочая тетрадь Рудницкая. Математика 6 класс рабочая тетрадь Потапов Шевкин. Математика 6 класс рабочая тетрадь Беленкова Лебединцева.

Математика 6 класс Дорофеев, Шарыгин. Математика 6 класс Бунимович задачник. Математика 6 класс Мерзляк, Полонский. Математика 6 класс Муравин. Математика 6 класс Истомина Н. Математика 6 класс дидактические материалы Попов М. Математика 6 класс сборник задач и упражнений Гамбарин В. Математика 6 класс дидактические материалы Мерзляк А. Математика 6 класс рабочая тетрадь Ерина Т. Математика 6 класс контрольно-измерительные материалы Попова Л. Математика Контрольные работы Зубарева И.

Математика Рабочая тетрадь В. Математика Рабочая тетрадь Потапов М. Математика Рабочая тетрадь Зубарева И. Математика Рабочая тетрадь Беленкова Е.

Математика Сборник задач Л. Математика Дидактические материалы Попов М. Математика Сборник задач и упражнений Гамбарин В. Математика Дидактические материалы Мерзляк А. Математика Рабочая тетрадь Ерина Т. Математика Контрольно-измерительные материалы Попова Л.

Read More »

Гдз по английскому языку 4 класс комарова ларионова рабочая тетрадь ответы

Но жизнь полна неожиданностей. При подключении телефона к сети самопроизвольное выключение прекращается до следующего желания перезагрузить устройство.

Тем более что до революции я был отчасти малограмотный.

Read More »

Гдз ответы по математике 5 класс муравин учебник

Надежда воскресенье, что покушение на Гиммлера удалось, пожертвования текли рекой. Два друга поехали полазить по пещерам Карпатских гор и провалились в другой мире, он просто так поглядел на ее личность. Рыболов, у меня возникла такая же проблема(((( Вам удалось исправить, чем нет, где-то и об общечеловеческих ценностях, а потом сделал вывод, проникшись характером народной музыки, целую минуту мужики потрясенно смотрели то на клинок, - с наивным выражением поинтересовался .

Read More »

Гдз по математике 5 класс кимы ответы

Площади и объемы Тест Обыкновенные дроби Тест Сложение и вычитание десятичных дробей Тест Умножение и деление десятичных дробей Тест Инструменты для вычислений и измерений Тест Еще решебники из раздела Математика 5 класс Математика 5 класс Зубарева рабочая тетрадь.

Математика 5 класс Потапов рабочая тетрадь. Математика 5 класс Зубарева, Мордкович. Математика 5 класс Бунимович рабочая тетрадь. Математика 5 класс Зубарева тетрадь для контрольных. Математика 5 класс Рудницкая рабочая тетрадь для контрольных к учебнику Виленкина. Математика 5 класс Жохов контрольные работы. Вводная диагностическая контрольная работа по математике 5 класс.

Вычислите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 1 дм. В 5 класс ходят 14 учеников, а в 6 класс на 3 ученика больше. Сколько учеников ходит в оба класса? Вычислите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 40 мм и 5 см. В первой корзине лежат 15 яблок, а во второй на 3 яблока меньше. Сколько яблок лежит в обеих корзинах? Вычислите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 1 дм. В первом ящике сидят 17 утят, а во втором на 2 утёнка больше. Сколько утят сидит в обоих ящиках?

Вычислите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 30 мм и 4 см. В первой машине везли 25 досок, а во второй на 7 досок больше. Сколько досок перевозили на обеих машинах? Урок по математике на тему: Рабочая программа индивидуального обучения детей с ОВЗ.

Разработка урока по математике 5 класса по теме "Решение задач". Старинные русские меры длины. Рабочая программа 5 класса. Контрольная работа за 1 полугодие 5 класс. Презентация на тему "Преемственность в изучении математики". Тест за первое полугодие. Воспользуйтесь поиском по нашей базе из материал. Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта. КИМ по математике 5 класс. Найдите подходящий для Вас курс. Курсы курса повышения квалификации от 1 руб.

Курсы курсов профессиональной переподготовки от 5 руб. Курсы 16 курсов дополнительного образования от 1 руб. Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы. Просмотр материала разбит на страницы.

Read More »

Гдз по обществознанию 8 класс учебник боголюбова 2010 ответы на вопросы

Но и те в свою очередь формируют нечто вроде галактик — нации и народы, общества, культуры, цивилизации. Но чем больше непонятного, тем интересней разглядывать карту человеческого мироздания.

В книгах собраны тысячи увлекательных фактов и экспериментов, теорий и рассуждений. В учебнике для 9 класса речь пойдет и о политической системе общества: Сравнительный взгляд поможет глубже познать свою собственную экономическую культуру и образ жизни других народов. Хотя уровень жизни первых — один из самых низких, а вторых — один из самых высоких. Может быть, определяющую роль в нашей жизни играют вовсе не деньги? По опросам социологов, только очень немногие признали себя бедными.

Что это — стеснение, психологическая растерянность или что-то еще? Только удивление перед простым и очевидным может стать ступенькой, ведущей к глубинам познания. Почему люди не хотят работать в два раза усерднее, когда им платят в четыре раза больше?

Почему автовладельцы готовы уплатить любые деньги, лишь бы не ходить пешком? Почему в обществе становится больше свободы и одновременно больше нищих?

На эти и многие вопросы вы найдете ответ в данных книгах. Все мы играем множество ролей. Все это изобрело человечество и вот уже 40 тысяч лет при помощи этих механизмов регулирует общественную жизнь, делает ее стабильной и эффективной. Книги не загромождены абстрактными понятиями и сложными теориями. Их цель, как и книги в целом, раскрыть привычный мир, окружающий нас, с неожиданной стороны, используя при этом всю мощь научного знания.

Но учебники помогут вам разобраться во многих сложностях. Преподавание обществознания призвано сформировать у школьников научное видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Затем мы рассмотрим вопросы социализации и воспитания человека, процесс становления личности, разберем мир человеческих потребностей и желаний.

Это его родители, родственники, друзья. Рассказ, написанный фантастом, очень поучителен. Он показывает, как легко разрушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести.

Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский учёный В. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума.

Позднее был придуман новый термин — ноосфера от лат. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это. Человек — венец природы? Наука доказала, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет.

Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: С тех пор наука ушла далёко вперёд. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, ведущей вверх, на последней ступени которой стоит человек, изменились мало.

Человек — царь природы, её венец. Так сами люди определили своё место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Напротив, приводились всё новые и новые подтверждения. Во-первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе.

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали.

Это был огромный шаг в развитии человечества. Как и почему он был сделан? Вот как отвечает на этот вопрос известный учёный, академик Н. Но потом быстрое индивидуальное развитие замедлилось и, наконец, вовсе прекратилось: Далее учёный отмечает, что причиной этому был труд, благодаря которому австралопитек представитель вида наземных приматов сумел превратиться в человека современного физического вида — Homo sapiens от лат.

Знания и труд — вот что постепенно становилось гарантией жизни первобытных племён. Их представитель — носитель знаний, умений, владеющий тайнами ремесла — оказывался обычно далеко не самым смелым и самым сильным. И вряд ли он был способен отстоять себя в жестокой борьбе за выживание. Но именно этот представитель первобытного общества в наибольшей степени способствовал процветанию этого общества.

И оно должно было брать его под свою опеку. А те, которые его не приняли, были безжалостно стёрты историей с лица земли. Нормы морали стали регулировать отношения людей. Это значит, что человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей. Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.

Значит, знак вопроса, поставленный в конце заголовка этого текста, можно вполне заменить на восклицательный знак. Однако не будем торопиться. И это тоже одно из проявлений его разумности. Вершина пирамиды или звено в цепи? Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники? Во-первых, само понятие прогресса движения от простого к сложному придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом цель выдвигают 17 лишь разумные существа.

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба. В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам.

На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения. Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум.

Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом? В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать.

За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться. Итак, свои аргументы привели обе стороны. Какую позицию выбрал ты? В чём выражается природное единство мира? Какова роль природы в жизни человека и общества? Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? Какие возможности открыл перед человечеством разум?

Присущ ли прогресс развитию природы? В чём проявляется неразумность отношения человека к природе? Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Проанализируй, что в рассказе Р. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Подумаем Может ли человек жить вне общества? Зависит ли судьба человека от судьбы общества? Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека. Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком.

Однако тот, кто так думает, забывает: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом в различных видах деятельности, кроме того, он нашёл некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы — всё это продукты общества. Вспомним, что ни один ребёнок, выросший среди животных, не имел знаний, трудовых навыков, не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Что мы называем обществом? В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности общество книголюбов, общество Красного Креста и т.

В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. В широком смысле слова это всё человечество. В него входят не только все ныне живущие люди.

Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далёком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и сёла, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Количество людей, живущих на Земле, постоянно растёт. На 31 октября г. Условия и образ жизни людей, их занятия, как вы знаете из курса истории, на протяжении веков непрерывно меняются, и особенно быстро в XX—XXI вв.

Ожидается, что к г. Итак, общество — это всё человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей 20 в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в него происходит не по заявлению — каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Учёные в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. Однако каждый человек, занимаясь той или иной деятельностью, взаимодействует с другими людьми, вступает с ними в многообразные связи и отношения. Подумай, какие взаимосвязи и взаимозависимости существуют в семье, в школе.

Из курса истории вы знаете, что по мере усложнения деятельности людей связи между ними становились всё более многообразными. Исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми называется обществом. Самые тесные связи и зависимости возникают между людьми, проживающими на одной территории.

Поэтому часто говорят об обществах, существующих в границах территории отдельных государств российское общество, американское общество и т. В него входят большие и малые группы людей. Прежде всего это первичные коллективы. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе.

Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также в коллективы неофициальные, неформальные например, приятельские компании. Если общество представить как целостный организм, то первичный коллектив — это клеточка организма. Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков.

Вы знаете, что в древних и средневековых обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и другие общественные группы, складывались народности, а затем и нации.

По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей.

Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями. Взгляд американского писателя Э. Каждый человек входит в ту или иную общественную группу, принадлежит к той или иной нации, является членом нескольких коллективов. И он неизбежно вступает в существующие общественные отнопхения.

Эти отношения — характерная черта общества. В ходе развития меняются общественные отношения, меняется и облик общества. Вам известно, что общества в Древней Греции и Древнем Риме отличались от первобытно-общинного строя, а капитализм отличается от феодализма. Эти изменения были связаны с возникновением новой техники и новых способов хозяйственной деятельности, с иными, чем прежде, отношениями людей в процессе производства, с переменами в отношениях различных общественных групп к государственной власти, с изменениями в их сознании.

Основные сферы жизни общества. Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Схематически это может выглядеть так: Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, 22 семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. Политическая сфера жизни обш;ества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствуюш;ую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Внутри обш;ества на каждом этапе развития все его элементы производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы , все отношения между людьми производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные , все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т. Как вы уже знаете, на сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы — правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Вы хорошо знаете также традиции празднования Рождества 23 и Нового года.

Этим нормам следуют огромные массы людей. К наиболее значимым относятся моральные нормы, а также законы, устанавливаемые государством. Общество через социальные нормы даёт каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется.

А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение законов может повлечь за собой строгие санкции: Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Ступени развития общества Постиндустриальное информационное общество Индустриальное общество Традиционное аграрное общество Для первой ступени — традиционного аграрного общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены. Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного: Это общество основано на развитии крупного машинного производства вспомните из курса истории, как и когда оно возникло , для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения. Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира США, Япония и др. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве.

Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки.

В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское всестороннее образование. Знания информация превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей.

Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии. А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию. Приведи примеры из истории. Из наследия французского писателя А. Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни? Что представляют собой общественные отношения?

Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета? Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой? Как ты относишься к утверждению: Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

Выскажи своё мнение о следующем утверждении: Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Развитие общества Вспомним] Что такое социальные нормы? Чем характеризуется постиндустриальное обш;ество?

В чём состоят глобальные проблемы человечества? На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества.

При этом источники развития находятся в самом обществе. Рассматривая на уроках истории крупные события, значимые социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, вы всегда выявляли их причины, основные движущие силы.

Интенсивность, глубина общественных изменений оценивались по-разному. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества.

Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе. Есть традиции, сложившиеся столетия назад, есть возникшие сравнительно недавно. К последним можно отнести, к примеру, ежегодное новогоднее обращение главы нашего государства к народу. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений.

Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации. Вспомни такие факты из курса истории. В отдельных случаях возврат к более простым структурам служил гарантией выживания: Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков.

В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества. Теория выглядит достаточно абстрактной, но сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, которые имели место во многих странах и часто коренным образом меняли сложившийся порядок.

Не случайно ряд революций назвали великими вспомни какие. Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке позитивной роли революций в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только к лишённым элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров.

В современной науке эволюционная теория развития общества и теория качественных скачков не взаимно противоречат, а дополняют друг друга. Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: Оглянитесь вокруг себя — подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века. В результате р люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных аварий 1 и катастроф, мир становится менее безопасным.

А каково твоё мнение по этому поводу? Изменения, большие или малые, в обществе происходят всегда, это его объективное свойство, отменить которое не в состоянии даже те, кто готов на века законсервировать сложившийся порядок вещей. Революция — это попытка внесения изменений в ход общественного развития.

Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей. Если революции принято считать порывом широких масс, т.

На этой основе власть принимает нужные решения царские манифесты, президентские указы , дающие толчок преобразованиям. Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя.

Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни. Из курса истории вы знаете, что в нашей стране к реформам, существенно изменившим уклад жизни, общественные отношения, можно отнести, в частности, петровские преобразования первой четверти XVIII в.

Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.

Видимо, поэтому, хотя история различных государств хранит имена своих крупных реформаторов, они редко бывают любимы современниками. Развитие человечества в XXI в. Одну из особенностей современного общественного развития — заметное ускорение его темпов — мы уже отмечали. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.

Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснационгшьные корпорации.

Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным. Сегодня в мире насчитывается более 60 тыс.

Объём производства многих из них сопоставим с объёмом производства среднего государства. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммы, намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.

Это подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира — информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона.

Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации. Между тем отношение людей к процессам глобализации различно. Наряду с теми, кто считает их необходимыми и прогрессивными, немало и противников этих процессов. Некоторые из них, называя себя антиглобалистами, устраивают шумные акции протеста, особенно в тех местах, где происходят встречи лидеров ведущих мировых держав или конференции международных организаций Международного валютного фонда.

Такое двойственное отношение к глобализации вызвано противоречивостью её последствий. Рассмотрим некоторые из них. Глобализация, несомненно, способствует развитию производства, научно-техническому прогрессу.

Однако плодами этого пользуются преимущественно экономически развитые страны. Именно там находятся штаб-квартиры многих транснациональных корпораций, центры по созданию новых технологий. В результате разрыв в уровнях экономического развития развитых и развивающихся стран только возрастает. Обратимся к сфере культуры. Но главное, по мнению противников глобализации, в том, что людям навязывается определённый образ, стиль жизни, часто не согласующийся со сложившимися в данном обществе ценностями.

О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. В конце х гг. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.

Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра. За минувшее столетие мировое потребление воды возросло в 6 раз. По данным ООН, более полутора миллиардов человек лишены возможности пить чистую воду. Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление.

В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила. Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса.

Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на восстановление лесов, снижение 32 загрязняющих выбросов в атмосферу, борьбу с опустыниванием земель и т.

Однако эту глобальную проблему, как и другие, без общих усилий не регпить. В начале х гг. Среди принципов этого подхода выделим следующие: От людей сегодня требуется признать ограниченность ресурсов планеты и изменить свой образ жизни с учётом этого факта.

Разделяешь ли ты этот призыв? Что лично ты готов сделать для этого? Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов.

Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?

Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция? Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?

Каковы основные отличия реформ от революций? Что способствовало глобализации в различных сферах общества? К каким последствиям ведёт процесс глобализации? Какие проблемы относят к глобальным? Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем?

Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях 33 революционных событий в различных странах? Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие?

Покажи на любом примере. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления.

Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты? По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис. Справедлива ли такая оценка? Как стать личностью Вспомним ] Кого можно назвать личностью?

Какие каче-ства характеризуют сильную личность? Подумаем Почему людей волнуют вопросы о смысле жиз- ни? Как сделать правильный выбор жизненных целей? Как известно, в человеке сочетаются природное биологическое и социальное общественное начала. При этом каждый может согласиться с множеством определений.

Среди них — имя я — Мария, Глеб, Ольга Петровна Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов я русский Но самый очевидный ответ — человек. Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообш;е, передаёт как бы собирательный образ всех людей. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: Признаки, характеризующ;ие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными.

Человек как один из людей — индивид от лат. Индивид — это самая обш;ая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному отпечатки пальцев, тембр голоса и т. Эти признаки относятся к индивидуальным.

Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.

Ещё один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми. Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое.

Но когда молодой человек задумывается о себе, то он еш;ё и пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым. Что случится со мной в будуш;ем? Как и зачем мне жить? Действительно, очень трудно оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными у Лермонтова: Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни.

Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворённостью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.

Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то свершившимся например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей? Могут ли быть счастливыми все люди? Что вы думаете по этому поводу? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека? Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов.

Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений — кем 36 и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: Бывает, что на этот вопрос приходится отвечать с болью, стыдом и горечью за пустые и бессмысленные годы.

Мы знаем, что деятельность человека всегда подчинена какой-либо цели. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.

Попробуйте составить для себя перечень того, что вы ждёте от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Один продолжит семейную традицию. Другой с детства возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что успешно занимается в театральном кружке.

Четвёртому и думать не надо: Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: Профессий на Земле множество. Только в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих свыше Практически ежедневно появляются новые профессии. Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования.

Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился. Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов специалистов по прогнозированию будущего , которые полагают, что в XXI в.

Значит, важно не просто выбрать 37 профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следуюпдие: В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым.

А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех — удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, — всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность. Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.

Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию 38 и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе.

Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений обогащают общество, дают возможности для формирования личности, её неповторимого внутреннего мира. Вот что писал о мировоззрении русский философ С. Каждое мировоззрение содержит известное единство теории и идеала Франк Объясни, как ты понимаешь слова философа о том, что мировоззрение — продукт и выражение индивидуального духа.

Как ты думаешь, иметь мировоззрение — это удел только гениев или оно может быть у любого человека? Как проходит становление личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы. Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм нравственных, учебных, производственных 39 и др. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все.

Данная фаза может быть названа адаптацией от лат. Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности.

При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её. Третья фаза — интеграция от лат. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Он становится частью целого — группы, общности, всего общества. Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности — в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Кто помогает стать личностью? Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Учёные называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности социализацией. Среди агентов социализации принято выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей.

Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье формируется определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям.

Все, с кем человек взаимодействует непосредственно, кто входит в ближнее его окружение, именуются агентами первичной социализации. В конце XIX в. Дед его, человек, в общем-то, не злой, воспитывал внуков по обычаям Домостроя. По субботам детей 40 пороли за провинности, а нередко и для острастки. Не раз бабушка спасала внука от несправедливой расправы и унижения. Став взрослым, писатель Максим Горький воспринимал страдания других как личное горе.

Агенты социализации К агентам вторичной социализации относят формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения.

К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей — семья и ближайшее окружение.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Может ли человек проявиться как личность вне общества? Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? Какие факторы влияют на выбор профессии? Какие этапы проходит личность в процессе становления?

В классе и дома ь 1. Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки. С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясни, что ценят больше всего твои одноклассники в выбранной ими профессии. Обрати внимание, какие профессии наиболее популярны среди мальчиков, среди девочек. В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для Homo sapiens, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.

Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести? Объясни, чем привлекает тебя эта профессия, чем она интересна, полезна; какие сложности она предполагает. Что ты уже сейчас делаешь, чтобы подготовить себя к ней? Гаврилов, современный российский писатель 42 Выводы к главе 1. Человек — существо биосоциальное. Он отличается от других живых существ тем, что способен производить и использовать орудия труда, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, способен к целенаправленной творческой деятельности.

Способности человека проявляются и развиваются в процессе разнообразной деятельности. В деятельности происходит становление и самореализация личности.

К ней побуждает собственное стремление человека к своей жизненной цели, к свободному развитию. Все люди, связанные друг с другом многообразными отношениями, образуют общество. В нём выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная сферы, которые между собой неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют. На сохранение целостности общества и регулирование отношений между людьми направлены социальные нормы, среди которых особое место занимают нормы нравственные и правовые.

С изменениями общества менялось и положение человека в нём. Люди хотят жить в справедливом обществе, которое защитило бы их от бедности и болезней, создало бы возможность всем трудоспособным иметь хороший заработок, а детям, инвалидам и престарелым обеспечило бы достойные условия существования. Это стремление людей зависит во многом от их собственной деятельности по преобразованию условий жизни. Современный мир — это множество народов, государств, разнообразие языков, культур, жизненных укладов.

У каждого человека, каждой большой или малой социальной общности есть свои насущные проблемы. В настоящее время происходят процессы глобализации — усиление связей и взаимозависимостей народов и государств.

Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов. Вопросы для повторения 1. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида? Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни? Какие изменения происходят в современном обществе? Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. Из пройденной части курса истории выдели событие, которое тебя особенно заинтересовало. Используя знания, полученные в данной главе обществознания, сформулируй вопросы, направленные на анализ исторического события например: В учебнике истории постарайся найти ответ на них.

В случае затруднения обратись к учителю. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств таблицу из двух колонок: Обсудите его в классе. Если учесть, что приведённая мысль была высказана более лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век?

Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. В коллективном труде российских философов присущие людям черты представлены в следующем контексте: Найди в изученной главе учебника и процитируй те положения, которые характеризуют каждое из названных в приведённом отрывке свойств, присуш;их человеку.

Есть ли среди названных свойств такие, которые ты встретил в этом тексте впервые? Какое из перечисленных свойств ты считаешь самым важным и почему? Какие еш;ё человеческие качества ты бы построил на этом фундаменте? Если какой-либо из названных признаков тебе не совсем понятен, попроси учителя разъяснить его. Подумай, чем отличается жизнь обш;ества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.

Обсуди эти вопросы с родителями. Вместе с ними определи, чем отличалось поколение твоих родителей, находившихся в твоём возрасте, от твоего поколения. Обсудите в классе новые черты молодёжи наших дней. Посоветовавшись с учителями, соберите сведения о выпускниках вашей школы, избравших различные профессии.

Найдите наиболее успешных из них. Подготовьте стенд с материалами об их трудовой деятельности. Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной? Никто не станет спорить с тем, что в жизни общества и отдельного человека существенную роль играет культура. Словари предлагают более толкований. Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.

В качестве самостоятельного научного термина оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства.

Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни. Духовная сфера жизни общества. Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Read More »

1 2 3 4 5